Таня Гроттер:история начинается заново

Объявление

Админы: Танечка Гроттер,Катя Лоткова Модеры: Мадмуазелька Склепова
Таня Гроттер:история начинается заново
Сюжет:придумываем
Требуются роли:Почти все Рекламка:Ник для рекламы:РекламкО.пароль Трактор дяди Васи
Гости регистрируйтесь.помогайте,играйте

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Таня Гроттер:история начинается заново » справочник » Справочник по мирам Дмитрия Емца... Отрывок


Справочник по мирам Дмитрия Емца... Отрывок

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Энциклопедия миров Дмитрия Емца (отрывок)

А

Абдулла, библиотечный джинн (ТГ) – см. Джинн. Отчасти А. похож на Гассана Абдурахмана ибн Хоттаба из сказки Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч» (1955).
Авдотья фон Визин, коллежская асессорша (ТГ) – гибрид великого русского писателя с его собственным персонажем. Авдотья, по отчеству Потапьевна, – героиня комедии Д.И. Фонвизина «Бригадир» (1768–1769). А сам Денис Иванович Фонвизин (1745–1792), написавший знаменитого «Недоросля», – потомок старинного ливонского дворянского рода фон Визиных, один из представителей которого попал в Россию в XVI веке.
Авель (МБ) – второй сын Адама и Евы, рождённый после грехопадения родителей и их изгнания из рая. А. разводил скот. Когда они с братом Каином приносили жертвы и каждый жертвовал из того, что вырастил, Бог принял жертву А. и отверг жертву Каина; за это Каин, рассердившись и позавидовав, убил А., который в христианстве стал образцом праведника, погибшего без вины и из-за любви к Богу.
Адмирал Жульсон (ТГ) – вариация на тему знаменитого английского военачальника адмирала Горацио Нельсона (1758–1805). Это символическая фигура для Военно-морского флота Англии, воплощение его мощи и непобедимости. Всю жизнь Нельсон провёл во флоте: ещё мальчиком поступил юнгой на корабль, ходил на торговых и военных судах в Вест- и Ост-Индию, участвовал в полярной экспедиции (1773). В 1778 г. (обратим внимание: в 20 лет!) стал капитаном брига, затем – фрегата, в 1793 г., во время войны Англии с Францией, был капитаном линейного корабля. В 1797 г. во время войны с Испанией отличился: произвёл удачный и рискованный маневр, послуживший причиной разгрома испанского флота. В результате ему была присвоена одна из высших английских наград и чин контр-адмирала. В боях Нельсон потерял сначала глаз, а затем правую руку. Во время войны с Наполеоном Бонапартом разгромил французский флот. За помощь королю Обеих Сицилий Фердинанду IV получил титул герцога Бронте и чин вице-адмирала (1801). В 1801 г. сжег датский флот в гавани Копенгагена, с 1803 г. преследовал испано-французскую эскадру, через два года разгромил её, но был смертельно ранен в бою.
Азеф Ефимович (МБ) – будь Мефодий Буслаев чуть более сведущ в русской истории, он сразу задумался бы над этим именем. Евно Фишерович Азеф (1869–1918) был «королём провокаторов». Он действовал в конце XIX – начале XX в. в эпоху, когда в России зрела революционная ситуация. Царское правительство не было, увы, таким гуманным и справедливым, каким порой представляют его сегодня. Существовал целый ряд политических партий, которые активно боролись против режима. Одной из них была партия эсеров (социалистов-революционеров). В этой партии имелось два «крыла»: левое стояло за политику реформ, правое – за личный террор против представителей государственной верхушки. Эсеры, как чуть раньше и народовольцы, организовывали покушения на видных правительственных чиновников и членов царской семьи. Одним из руководителей эсеров и был Е.Ф. Азеф, с 1903 г. – глава боевой организации эсеров, осуществлявшей террористические акты. Всё бы ничего, но одновременно он служил царской охранке и выдавал своих сотоварищей правительству. На данном поприще А. подвизался с 1893 г. Часть терактов благодаря ему удалось предотвратить, среди них – покушение на императора Николая II. За эти «подвиги» ему прощались «акции», заканчивавшиеся удачно для террористов (убийства министра внутренних дел и шефа корпуса жандармов В.К. Плеве, главного организатора еврейского погрома в Кишиневе в 1903 г.; Петербургского генерал-губернатора Д.Ф. Трепова, под чьим руководством была подавлена революция 1905 г.; генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича; петербургского градоначальника В.Ф. фон дер Лауница; главного военного прокурора В.П. Павлова и др.). Всё очень просто: эти убийства А. готовил лично и никого из «своих» – ни из эсеров, ни из жандармов – в свои планы не посвящал. Однако в начале 1900-х гг. А. всё же выдал жандармам всю эсерскую верхушку, назвав каждого члена боевой организации поимённо, не забыв сообщить все планы, явки, пароли и так далее. Разоблачён А. был только в 1908 г. Следующие десять лет он провёл в Европе – жил то в Германии, то во Франции. В 1915 г. открыл корсетную мастерскую, поскольку разорился в результате Первой мировой войны (все его средства были вложены в ценные бумаги, обесценившиеся после начала военных действий). В том же году немецкое правительство арестовало А. как опасного государственного преступника; в тюрьме А. заболел и вскоре после освобождения умер. А. посвящён спектакль «Анатомический театр инженера Евно Азефа» в московском театре «Эрмитаж» (автор пьесы и режиссёр – Михаил Левитин).
Аида Плаховна – см. Мамзелькина, Аида Плаховна.
Айвазовский, «Девятый вал» (ТГ) – Иван Константинович А. (1817–1900), замечательный художник, писал в основном морские пейзажи («марины», как назывался этот жанр, авторы которого соответственно – «маринисты»). Уроженец Феодосии, учившийся в Петербургской академии художеств, А. после завершения образования и обязательных для начинающего живописца поездок по Европе и Крыму вернулся в родной город, в котором отныне и жил, хотя любил путешествовать. Одной из самых знаменитых его картин является «Д. в.» (1850). На полотне изображены люди, чудом выжившие после крушения судна в бурю. Они цепляются за какие-то обломки, но тщетно – на них идёт высочайшая волна, которая, конечно, не оставит их в живых. Море на картине совершенно живое: безбрежная, всепобеждающая стихия, которой нет и не может быть дела до людей.
Айседора Котлеткина (ТГ) – мир знает одну великую Айседору. Её фамилия была Дункан (1878–1927), и она придумала совершенно новый тип балетного танца – живой и непосредственной импровизации под музыку. Она танцевала босиком, за что её прозвали «танцовщица-босоножка», и обладала совершенно уникальной пластикой. Айседора Дункан основала собственную балетную школу. Приезжала и в Россию, танцевала для «революционного народа» в годы революции 1917 г. Однажды танцовщица познакомилась с великим русским поэтом Сергеем Есениным и вскоре стала его женой. Правда, их брак был несчастливым и недолгим.
Акела (ТГ) – волк, персонаж повестей Редьярда Киплинга «Книга джунглей» и «Вторая книга джунглей» (1895; в России более известны как «Маугли»). Долгое время А., старый опытный волк, был вожаком волчьей стаи. Согласно законам стаи, волк может быть вожаком, только пока он непобедим и не промахивается на охоте. Но однажды А. промахнулся, о чём в упоении повторяли его враги. Фраза стала крылатой. Каждый раз, когда хотят подчеркнуть чью-то неудачу, говорят: «Акела промахнулся».
Аксаков С.Т., «Записки ружейного охотника» (МБ) – Сергей Тимофеевич А. (1791–1859) – замечательный русский писатель. Он открыл в нашей литературе тему, далёкую от политики и от социального устройства, – тему природы. А. был первым, кто описал простые радости – рыбалку («Записки об уженье рыбы», 1847) и охоту («Записки ружейного охотника», 1852).
Алатырь, бел-горюч камень (ТГ) – в русских средневековых легендах «всем камням отец», обладающий чудесными свойствами, отражёнными в русской народной магии. Очень многие заговоры начинаются с таких слов: «На море-окияне, на острове Буяне стоит камень алатырь...» Чтобы достичь необходимых магических результатов, к А. следует подойти, поклониться и далее выполнить предписанные действия. По некоторым сведениям, А. – не что иное, как янтарь: он бывает белым и действительно горит, поскольку янтарь – окаменевшая смола ископаемых исполинских деревьев.
Алёша Попович (МБ) – один из русских былинных богатырей. Согласно былинам, А. П. родом из земли Ростовской. Исторический его прототип жил в XII (слуга князя Владимира Святого) или в XIII веке (слуга ростовских князей) и звался Александром Поповичем. И исторический, и былинный А. П. обладал недюжинной силой и храбростью. Широкой известностью пользуется былина об А. П. и Тугарине Змеёвиче (Тугарине Змее), который тоже имел своего исторического прототипа – половецкого хана Тугоркана.
Али-Баба (ТГ) – главный герой восточной сказки «Али-Баба и сорок разбойников». Весёлый и находчивый бедняк, А.-Б. выслеживает шайку разбойников, находит их сокровища и вдобавок женится на прекрасной девушке.
Али-Петрус и сорок монстров (МБ) – см. Али-Баба.
Алконост (ТГ) – в русских и византийских средневековых легендах райская птица, которая поёт так прекрасно, что слышащие её забывают всё на свете. Теми же свойствами обладают Сирин и Жар-птица. Другие райские птицы носят имена Гамаюн и Феникс. Все райские птицы, действующие в русской мифологии, имеют сходство с древнегреческими сиренами – мифологическими птицами, жившими на острове в море и певшими так, что моряки, заслышав их голоса, бросались в море, чтобы доплыть до птиц, и погибали.
Алларих (МБ) – легендарный вождь племени вестготов, вторгшийся со своим войском в Римскую империю (342–349). В результате многомесячной осады Вечного города Рим пал, был разорён и разграблен.
Альбатрос (ТГ) – белая морская птица с мощным клювом и широким размахом бело-серых крыльев. Одна из самых легендарных птиц: считается, что в А. вселяются души погибших моряков, что они могут разговаривать с людьми, предсказывая их судьбу, а также предсказать бурю и даже вывести из неё корабль. Обидеть А. – значит навлечь на всю команду и корабль гнев морского божества. Аналогичная птица с умным взглядом и говорящими глазами есть и в «Хрониках Нарнии» К.С. Льюиса.
Альфонс Доде (МБ) – см. Доде, Альфонс.
Амата (ТГ) – в римской мифологии жена царя Латина, которая мастерски поссорила двух претендентов на руку своей дочери Лавинии. В результате один из них убил другого, а предприимчивой политикессе А. пришлось покончить с собой.
Амброзия (ТГ) – название этого напитка происходит от греческого слова «бессмертное». Олимпийцы пьют и едят А. наряду с нектаром, а также используют её как наилучшее косметическое средство. Подобного рода процедуры обеспечивают им бессмертие и вечную юность.
Амур (ТГ) – см. Купидон(чик), магфиозный.
Анатоль Франс (МБ) – см. Франс, Анатоль.
Андрей Болконский – один из главных героев эпопеи великого русского писателя Л.Н. Толстого «Война и мир». Отличался таким исключительным упорством, что в конце концов автору пришлось его убить, чтобы избавить от нравственных мук и привести к согласию с самим собой.
Антигониус (МБ) – прототипом верного слуги валькирии-одиночки является Антигона, в греческой мифологии – дочь фиванского царя Эдипа и его жены Иокасты. Антигона является воплощением родственной преданности: она сопровождает своего слепого отца в скитаниях, хоронит тело брата-предателя. Недаром А. в романах о Мефодии Буслаеве тоже абсолютно предан своей хозяйке. Но параллельно он наделён чертами кота Бегемота из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Так же как и Бегемот, А. не прочь устроить скандал, потасовку или какой-нибудь иной непорядок. Вот, например, как он выкручивается из сложной ситуации: «У меня ноги немеют... Должно быть, я умираю! Вы не почешете мне на прощанье пятку, мерзкая хозяйка?.. – слабеющим голосом начал он и вдруг завопил: – Другую пятку, я сказал! Сколько раз повторять?» А вот для сравнения, как вёл себя Бегемот в романе Булгакова:
«– Единственно, что может спасти смертельно раненного кота, – проговорил кот, – это глоток бензина... – И, воспользовавшись замешательством, он приложился к круглому отверстию в примусе и напился бензину. Тотчас кровь из-под верхней левой лапы перестала струиться. Кот вскочил живой и бодрый, ухватив примус под мышку, сиганул с ним обратно на камин, а оттуда, раздирая обои, полез по стене и через секунды две оказался высоко над вошедшими, сидящим на металлическом карнизе.
Вмиг руки вцепились в гардину и сорвали ее вместе с карнизом, отчего солнце хлынуло в затененную комнату. Но ни жульнически выздоровевший кот, ни примус не упали вниз. Кот, не расставаясь с примусом, ухитрился махнуть по воздуху и вскочить на люстру, висящую в центре комнаты. Кот прицелился и, летая, как маятник, над головами пришедших, открыл по ним стрельбу. Грохот потряс квартиру. На пол посыпались хрустальные осколки из люстры, треснуло звездами зеркало на камине, полетела штукатурная пыль, запрыгали по полу отработанные гильзы, полопались стекла в окнах, из простреленного примуса начало брызгать бензином. Теперь уж не могло идти речи о том, чтобы взять кота живым, и пришедшие метко и бешено стреляли ему в ответ из «маузеров» в голову, в живот, в грудь и в спину. Стрельба вызвала панику на асфальте во дворе».
А. звали также полководца, который воевал против Птолемея в IV–III вв. до н. э.
Антоний (ТГ) – Марк А. (83–30 гг. до н. э.) в эпоху Древнего Рима – знаменитый политический деятель и полководец, друг и доверенное лицо Юлия Цезаря. Поддерживал Цезаря во всех его начинаниях и неизменно оставался ему верен, участвовал в гражданских войнах, занимал важные государственные посты. Когда Цезаря убили, А. произнес такую надгробную речь, что убийцам пришлось срочно ретироваться из города. Правда, в историю А. вошёл не за свои успехи на военно-политическом поприще, а благоря долгой и страстной любви к египетской царице Клеопатре. Вынужденный вступить в династический брак с дочерью союзника, А. всеми силами души стремился к возлюбленной. Когда он правил на Востоке, то отдал ей и её детям огромные территории. Рим объявил ему войну, и тогда А. и Клеопатра сражались бок о бок. Однако их армия была разгромлена, и они бежали в Египет. Позже, получив ложную весть о гибели любимой, А. принял яд, был доставлен к Клеопатре и умер у неё на руках.
Анчарные слёзы – см. Слёзы анчарные.
Анчутка (ТГ) – в мифологии восточных славян злой дух мелкого пошиба, проще говоря – чертёнок, который плавает, летает и любит пакостить людям с воздуха и на болотах. У него нет ни пяток, ни пальцев, зато есть рога.
Аполлон Бельведерский (МБ) – известнейшая статуя, изваянная в IV в. до н. э., как считается, древнегреческим скульптором Леохаром. Работа Леохара погибла, но известна благодаря дошедшим до нас римским мраморным копиям.
А. Поллони, тренер команды муз по драконболу (ТГ) – безусловно, в его образе перед нами древнегреческий бог красоты и гармонии Аполлон, воин и покровитель стад, прорицатель и «Мусагет» («водитель муз»). Основное святилище Аполлона было в Дельфах. Аполлон недолюбливал Геракла и боролся с ним. При всех негативных чертах своего характера (порой он проявлял истинно варварскую жестокость) Аполлон – всё-таки бог светлый.
Аргус, Стоглазый страж – в древнегреческой мифологии великан, сын Геи (Земли). Всё тело его было покрыто глазами, и спали одновременно только два из сотни. Благодаря этой способности А. был приставлен богиней Герой следить за обращённой в корову Ио, и когда Зевсу стало невмочь следить за страданиями былой возлюбленной, он приказал богу Гермесу убить А. Гера перенесла глаза А. на перья павлина.
Арей, мечник, начальник русского отдела мрака – древние греки звали Ареем или Аресом бога войны (кстати, в разговорах барона мрака проскальзывают намёки на эти страницы его биографии). Как древнегреческий бог, так и герой Д. Емца предпочитают войну ради войны, истребление ради истребления в отличие от богини войны Афины Паллады, справедливой и великодушной. Однако начальник русского отдела мрака имеет и черты сходства с бароном Пампой дон Бау из романа братьев Стругацких «Трудно быть богом»: когда Дафна упоминает меч А. как «железку, которой вы чуть что размахиваете, как вертолёт пропеллером», то вспоминается, как барон Пампа рубил своим мечом «серую сволочь»: «Широкое лезвие зловеще шелестело, описывая сверкающие круги над головой барона. Барон поражал воображение. Было в нем что-то от грузового вертолета с винтом на холостом ходу».
Арте Мон, маг (МБ) – до своего производства в маги был пуделем Артемоном в сказке Алексея Николаевича Толстого (1882–1945) «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936).
Артефакт (ТГ) – обычно так называется предмет, который случайно возник в ходе какого-либо процесса (например, осадок при химической реакции), или просто нечто, созданное человеком. В волшебном мире А. – магический предмет, сделанный магом, обладающий сверхъестественными свойствами и очень часто хранящий черты личности своего создателя.
Артур Шопенгауэр (МБ) – см. Шопенгауэр, Артур.
Архей (МБ) – согласно учению средневековых алхимиков, А. есть жизненное начало, управляющее всеми живыми одушевлёнными существами.
Асилки (ТГ) – они же осилки или велеты. В восточнославянской мифологии так назывались великаны-богатыри, которые могли проложить русло реки, воздвигнуть горную гряду или утёс. Всё-таки излишек физической силы мало кому идёт на пользу: А. возомнили себя непобедимыми и стали грозить самому Перуну, который их, разумеется, тут же обезвредил.
Аскольд Великий (ТГ) – он же Аскольд Киевич, легендарный древнеславянский князь, сын Кия, основавшего Киев, и брат Дира. Считается, что А. В. предпринял несколько военных походов, в частности, в Византию, Хазарию, на южный берег Каспия, против арабов и генуэзцев. Некоторые учёные также полагают, что славяне, утвердившиеся на территории Киева, имели генетическую связь с кельтскими и иранскими народами. Имя А. В. указывает на то, что он мог быть вождём скифского или сарматского племени, поглощённого славянами.
Астрал (МБ) – в магии это вид и область чистой энергии, в которой все предметы и явления предстают в виде светящихся энергетических сущностей. В А. содержится информация о прошлом, настоящем и будущем; это некий банк абсолютного знания, область предельной духовной свободы. В А. возможно совершать мгновенные перемещения на любые расстояния, чему способствуют энергетические «линии мира», пронизывающие вселенную.
Астролябий (МБ) – имя персонажа происходит от астролябии – прибора, который в XVIII в. использовали в астрономии главным образом для определения широты и долготы. Современная астролябия применяется для определения моментов прохождения звёзд по некоторым участкам неба.
Атаульпа (вариант: Атауальпа) (МБ) – один из претендентов на престол империи инков после смерти правителя Уайна Капака (1493–1525), при котором инкская цивилизация достигла наивысшего развития. А. победил соперника, однако себе на горе, поскольку именно ему пришлось столкнуться к конкистадорами, и те его казнили.
Атлант(ы) (ТГ) – изначально был только один А. Он был титаном, сыном титана Иапета и одной из океанид, братом Прометея. После того как титаны восстали против богов и потерпели поражение, А. пришлось в качестве наказания держать небесный свод... Поскольку для такой работы явно мало одного существа, даже очень сильного, то вскоре А. стало множество – и в XVIII–XIX в. их скульптурные изображения превратились в популярнейшее украшение фасадов зданий.
Аттика (МБ) – действительно существовавшая область на юго-востоке Древней Греции. Центр А. – город Афины.
Аттила (МБ) – или Этеле, был в 434–453 гг. вождём гуннов, кочевавших в те времена от Чёрного моря и Дуная к северу. Под его руководством гунны подчинили племя аланов, остготов и др. В результате образовавшийся племенной союз контролировал огромную территорию от Рейна до границ Китая. В 436 г. А. разгромил первое Бургундское королевство, в 441 г. начал систематические набеги на придунайские провинции Восточноримской империи. Поход А. в Персию и Армению был неудачным. В сороковые годы V в. А. вторгся на Балканский полуостров и двинулся на Константинополь, стёр с лица земли множество греческих городов, но, поскольку гунны не умели осаждать крепости, не стал брать Константинополь, а заключил с тогдашним византийским императором договор, согласно которому Византия должна была платить дань. А. претендовал на то, чтобы вершить общеевропейскую политику. В 451 г. в «битве народов» его войска были разгромлены воинством объединённых римлян, вестготов, бургундов и франков. Затем А. вновь вторгся в Италию, захватил и разграбил множество городов, но не пошёл на Рим – ему вновь пообещали дань. Погиб он странной смертью: жизнь его закончилась в первую брачную ночь после свадьбы с юной германской девушкой. Гунны считали, что А. владеет мечом бога войны Тюра.
Афины (МБ) – столица или, скорее, главный город (полис) Древней Греции. Название дано в честь богини-покровительницы Афины, которая выиграла спор с Посейдоном. По легенде, оба бога должны были сделать подарок Кекропу, первому царю полиса, получеловеку-полузмею. Посейдон ударил трезубцем – и забил источник, Афина ударила копьём – и выросло оливковое деревце. Подарок Афины пришёлся Кекропу более по душе.
В древних А. в Акрополе стоял знаменитый храм Парфенон. Его развалины сохранились до наших дней. В столице современной Греции также множество других памятников античных времён, периода «золотого века». Среди них древний театр, в котором проходили знаменитые мистерии, храм Зевса Олимпийского, стелы, агоры (площади) и др. В А. правил герой древнегреческих мифов Тесей. Знаменита была и афинская философская школа (её представители – Солон, Сократ, Платон, Аристотель), закрытая византийским императором в VI в. С наступлением эры христианства А. утеряли былой блеск, славу и могущество. В XV в. город попал под власть турок и был освобождён лишь после победы Греции в войне за независимость (1820–1830-е г.).
Ахилл (ТГ) – один из самых знаменитых героев Греции. Был очень сильным и, благодаря матери, морской богине Фетиде, практически неуязвимым для любого оружия, кроме единственного участка на теле – пятки, за которую мать держала его, натирая амброзией или, по другой версии, опуская в воды подземной реки Стикс. Воспитателем А. был мудрейший кентавр Хирон. Свои доспехи, среди которых был и шлем, А. получил от бога Гефеста. Ближайший друг и побратим А. – Патрокл. А. отличился в ходе Троянской войны, но, увы, погиб, как ему и было предсказано. Правда, после гибели, по воле богов, он обрёл бессмертие.
Ахиллес (ТГ) – см. Ахилл.
Д

Даймониум, даймон – в древнегреческой мифологии демон судьбы. Управлял рождением и смертью человека, хранил секреты его жизненного пути.
Дали, Сальвадор – великий испанско-американский живописец (1904–1989). Сюрреалист, автор изощрённых полотен, посвящённых подсознательным и бессознательным стремлениям в человеке. Недаром его называют «Фрейдом в живописи».
Даву, маршал (МБ) – Луи Николя (1770–1823), полководец Наполеона по прозвищу «железный маршал», к 1815 г. не проиграл ни одного сражения.
Дажьбог, или Даждьбог (ТГ) – солнечный бог восточнославянского пантеона, близкий Стрибогу – хозяину ясного неба. Имя его происходит от слова «дать», а не от слова «дождь», как некоторые думают. В «Слове о полку Игореве» древние русичи названы «дажьбожьими внуками», то есть логично допустить, что Д. считался первопредком славян.
Дален Одеколони (ТГ) – вариация имени французского актёра Алена Делона (вспомним посвящённую ему песню группы «Наутилус-Помпилиус».
Далила (ТГ) – в предании Ветхого Завета, коварная возлюбленная Самсона. По наущению врагов Самсона отрезала его длинные волосы, в которых заключалась его неодолимая сила, после чего он был побеждён.
Даль, Владимир Иванович (МБ) – известный русский лексикограф (1801–1872), автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка». По отцу – датчанин, по матери – немец. Родился в России. Моряк, военный врач. Странствуя по России, Д. собирал разнообразные слова и их значения. Служа в Петербурге, познакомился с А.С. Пушкиным, В.А. Жуковским, И.А. Крыловым, Н.В. Гоголем и др. замечательными русскими писателями. Начал заниматься литературным пересказом русских народных сказок. Написал множество учебников, в частности, по ботанике. Но самым главным (и крайне полезным для потомков) делом его жизни оставался «Словарь».
Дантес – барон Жорж-Шарль де Геккерен-д’Антес (1812–1895), убийца А.С. Пушкина. Участник омерзительной интриги, в которую были вовлечены все государственные – вплоть до императора Николая I – деятели России (и не только её), которая была направлена на то, чтобы соблазнить Наталью Николаевну, жену поэта и первую красавицу Петербурга, а самого его вывести из себя и морально уничтожить. В результате Пушкин вызвал Д. на дуэль и погиб. Интересно, что одна из дочерей Д., который был женат на сестре Н.Н. Пушкиной, боготворила поэзию Пушкина, не разговаривала с отцом до самой своей смерти, а умерла от тяжелейшей душевной болезни, вызванной чувством вины за преступление отца.
Данченко (ТГ) – 1) Владимир Иванович Немирович-Данченко (1858–1943) был театральным режиссёром, педагогом, ближайшим соратником Константина Сергеевича Станиславского, реформатора мировой театральной сцены. 2) Василий Иванович Немирович-Данченко (1848–1936) – русский писатель.
Дарх – название этой принадлежности слуги мрака связано, во-первых, с понятием «архэ» (см. Архей), и тогда его можно воспринимать как сокращённое «для архея», то есть «для жизненной силы»; во-вторых, с именем монгольского бога плодородия Наго-Дархи, что тоже, если вдуматься, связано с жизненными силами.
Дафна (МБ) – у древних греков так звалась нимфа, дочь Геи-Земли и речного бога. С детства восхищаясь Артемидой, Д. дала обет остаться девственной, никогда не вступать в брак. Однако Д. полюбил бог Аполлон, который даже ради родной сестры Артемиды не мог сдерживать порывы страсти. Когда преследования Аполлона стали чересчур навязчивы, Д. обратилась с мольбой к отцу, и тот превратил её в лавровое дерево. После чего лавр – между прочим, хищник среди деревьев – стал священным деревом: венками из его листьев увенчивали головы триумфаторов.
Двое из ларца (ТГ) – персонажи из театральной сказки Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца».
Двуликий Аа (МБ) – этот азиатский бог очень древен. Он властвует над небом; связывает воедино небо и землю, мир и войны.
Двуликий Янус (МБ) – одно из древнейших божеств, пришедших в греческую мифологию из доисторических времён. Это властитель входов и выходов – так сказать, и бог и порог в одном лице. Именно поэтому он двулик: ведь одна и та же дверь используется, чтобы попасть как внутрь, так и наружу. Д. Я. назывался «отпирающим» и «запирающим»; знал прошлое и будущее; когда-то он царствовал в одном из древнейших мифических городов, где научил людей строить корабли и возделывать землю. Помимо двух лиц, у него также было 365 пальцев (по числу дней в году). Святилища его имели вид двойных арок.
Двустволка с лепажевскими стволами 1870 г. (ТГ) – оружейная фирма «Лепаж» существовала с конца XVIII в. до 1914 г. «Лепажи» изготовлялись во Франции и в Бельгии. Особенной популярностью пользовались дуэльные пистолеты фирмы.

0

2

Дед Мазай – главный герой поэмы Николая Алексеевича Некрасова (1821–1877) «Дед Мазай и зайцы». В половодье Д. М. плыл на лодке по залитым водой полям и собирал зайцев, которые спасались от воды, как могли. Известно, что сам Некрасов был заядлым охотником. Видимо, это произведение – попытка поэта загладить чувство вины перед невинно убиенными зайчишками.
Дед Мороз – в мифологии древних славян олицетворение зимних морозов, кузнец, сковывающий воду. В глубокой древности был божеством злым и жестоким, его называли Великим Старцем Севера. Он повелевал ледяным холодом и пургой, замораживал людей и собирал кровавые жертвы. Между прочим, именно об этом говорится в поэме Некрасова «Мороз – Красный нос». Доброта Д. М. и его любовь к детям возникли, как ни странно, в советскую эпоху. Было время, когда празднование Нового года было официально запрещено Советской властью (до 1935 г.). Но после того, как праздник вновь появился, Д. М. является главным лицом на нем, приносит подарки, исполняет желания и всюду появляется со своей внучкой Снегурочкой. Учитывая «советскую» биографию Д. М., интересно узнать, что он соединяет в себе черты Святого Николая Угодника и славянских божеств Позвизда, Зимника и Корочуна. Да и то, что он достаёт из мешка подарки, тоже имеет древние истоки – в любви древнего и кровожадного Д. М. к жертвам, которые он тоже складывал в мешок. Видно, в какой-то момент пришла пора делиться.
Дедал Критский (ТГ) – древнегреческий изобретатель, искуснейший столяр, создавший совершенные инструменты; также архитектор и скульптор. На Крите Д. К. оказался после некрасивой истории – он сбросил с афинского Акрополя своего ученика, подававшего большие надежды и обещавшего в недалёком будущем затмить своего учителя. Д. К. построил лабиринт, в котором стал жить Минотавр. После того как Д. К. воспрепятствовал гибели в лабиринте противников критского царя, он вместе с сыном Икаром был заключён в лабиринте. Однако Д. К. и Икар освободились и, надев сделанные Д. К. крылья, улетели с острова. Оказавшись в воздухе, Икар захотел подняться до самого солнца – но воск, которым были скреплены деревянные «перья», растопился, и юноша рухнул с высоты.
Дедушка поручика Ржевского (ТГ) – способность есть, правда, не пельмени, а галушки и вареники, не притрагиваясь к ним пальцами, а отправляя их в рот исключительно силой мысли, присуща персонажу Н.В. Гоголя («Ночь перед Рождеством»). Официально связь колдуна и поручика Ржевского не установлена, возможны родственные отношения по линии русской классической литературы.
Дездемона (ТГ) – главная героиня пьесы Уильяма Шекспира «Отелло» (1604). Была верной и любящей женой Отелло, который задушил её по навету предателя Яго.
Декокт (ТГ) – отвар из лекарственных растений.
Дельфы (МБ) – древнегреческий город, в котором располагался храм и оракул (место прорицаний) Аполлона, а также проходили Дельфийские игры. Располагался на юго-западном склоне горы Парнас на высоте 700 м над уровнем моря. Основание Д. связывают с попыткой Зевса установить местонахождение омфала, или омфалоса (пупа земли). С этой целью Зевс послал с краев света то ли двух орлов, то ли лебедей, то ли воронов, и они встретились на пифийской скале. Отныне то место стали охранять две бессмертные горгоны (см. Медузия Горгонова), а город, основанный там, принадлежал последовательно Гее-Земле, Фемиде-правосудию (часто Гея и Фемида выступают как одна богиня), Посейдону, Аполлону. У каждого из этих богов были в Д. свои храмы, в которых оракулы прорицали желающим дальнейшее течение их судьбы. В городе был и храм Диониса, в котором также работали прорицатели.
Демосфен – один из знаменитейших ораторов древнего мира(384–322 гг. до н. э.).
Депресняк, адский кот – делит с Антигониусом черты кота Бегемота из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Например, Д. а. к., как и Антигониус, совершенно по-бегемотски расправляется с громадными люстрами в присутственных местах: «...шустрый кот мигом сиганул с люстры и повис, зацепившись когтями за бархат одной из лож. Расколотая люстра осыпалась в зрительный зал, проломив два ряда кресел в партере».
Джейн Остин (ТГ) – английская писательница (1775–1817),, «первая леди английской литературы», именно она начала писать семейные «дамские романы».
Джером К. Джером (МБ) – английский прозаик и драматург (1859–1927), автор очень смешного романа «Трое в лодке, не считая собаки».
Джинн(ы) (ТГ) – в восточной мифологии злые духи. Они созданы Аллахом из бездымного огня и представляют собой воздушные или огненные тела, наделённые, однако, разумом. Д. приносили жертвы, к ним обращались за помощью. Мусульманские оккультисты в эпоху Средневековья тщательно изучали способы подчинения Д. человеку. Один из приёмов – освободить Д., которого могущественный чародей за некую провинность заточил в герметично закупоренном сосуде. Чаще других Д. страдали от гнева великого Сулеймана ибн Дауда – знаменитого библейского царя Соломона, сына Давида.
Джон Голсуорси (МБ) – см. Голсуорси, Джон.
Диалоги Платона (ТГ) – см. Платон, «Диалоги».
Диоген (МБ) – в Древней Греции Диогенов было два. 1) Д. Синопский (конец V – начало IV в. до н. э.) был последователем философии киников, презирал роскошь, ненавидел какое-либо имущество, скитался, жил в бочке (по одним сведениям, это была бочка из-под вина, а по другой, – керамическая погребальная урна, причём, как бы помягче выразиться, бывшая в употреблении). Именно он прогнал Александра Македонского, когда тот пришёл к жилищу Д. и возжаждал облагодетельствовать философа. «Есть только одно, чего ты не можешь ни дать, ни отнять, – сказал Д. – Это солнечный свет. Так вот сделай шаг в сторону – когда ты стоишь так, как сейчас, ты загораживаешь мне солнце». 2) Д. Лаэртский (конец II–III в.) был, по сути, первым историком науки философии и оставил жизнеописание всех древнегреческих мыслителей.
Дионис (ТГ) – древнегреческий бог плодородия, растительности, виноградарства и виноделия. Значительно более демократичен и стихиен, чем Аполлон, который во всём предпочитал порядок. Д. же буен, хаотичен, непредсказуем – как, собственно, и большинство людей во хмелю. Кстати, именно Д. нашёл виноградную лозу и сообразил, как следует пользоваться её плодами. Д. – сын Зевса и смертной женщины Семелы, которой, однако, не удалось выносить сына: по наущению ревнивой Геры Семела уговорила Зевса явиться перед ней во всём его божественном величии, в результате чего и дом Семелы, и она сама были охвачены огнём. Зевсу удалось выхватить из пламени плод, после чего он зашил его к себе в бедро, а в положенный для родов срок снял швы и таким образом «родил» сына. Д. умел превращаться во что угодно; когда однажды его захватили пираты, то, откуда ни возьмись, возникли виноградные лозы, которые оплели и разорвали оковы пленника и потопили корабль морских разбойников. У Д. имеется целая свита – вакханки, менады, козлоногие сатиры. Они не расстаются с жезлами, увитыми плющом, а подпоясываются змеями. Вся эта орда никогда не бывает спокойной – охваченная экстазом, она учиняет оргии везде, где появляется, крича: «Вакх, эвое». Свита Д. может растерзать кого угодно, вырвать из земли толстые деревья с корнями, высечь из скал источники, бьющие молоком и мёдом, сокрушить любые стены.
Диван реактивный, используемый для полётов (ТГ) – прилетел в «Школу магии Тибидохс» из бессмертного шедевра Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу». В этом произведении обычный диван был наделён волшебными свойствами, в том числе мог перемещать сидящего на нём человека в иную реальность.
Добрыня Никитич (МБ) – один из трёх основных древнерусских богатырей (см. Алёша Попович, Илья Муромец). Знаменит своей победой над Змеем-Горынычем, который после своего поражения, по прошествии времени, оставив дурные привычки, превратился по воле Д. Емца в заядлого спортсмена – дракона Гоярына.
Доде, Альфонс (МБ) – французский прозаик и драматург (1840–1897).
Додола (ТГ) – у южных славян богиня дождя и любой «небесной влаги», в частности, росы. Подруга Перуна.
Домовой – у восточных славян существо, охраняющее дом и при желании приносящее счастье, удачу, мир, покровительствующее домашнему скоту. Это свойство роднит Д. с богом Велесом. Часто Д. был как две капли воды похож на хозяина дома, иногда имел вид древнего старика с лицом, покрытым белой шерстью. Д. далеко не всегда обладал покладистым характером и не был склонен к всепрощению; он мог не полюбить кого-то из членов семьи и тогда всячески пакостил ему. Для того, чтобы улестить Д., древние славяне разработали массу ритуалов – например, никогда не наступали на порог, так как считалось, что Д. упирается в порог макушкой; обязательно ставили в укромные места плошки с лепёшками и молоком, чтобы подкормить своенравного «хозяина».
Дракон – крылатый и летающий змей. Голова и туловище у него змеиные (голова также иногда бывает, как у крокодила; голов может быть несколько, обычно – до трёх). Крылья – как у громадной птицы или летучей мыши. Иногда какие-либо части тела Д. были львиные, козлиные, рыбьи, собачьи, волчьи и т.д. Д. покровительствовали воздушной и водной стихиям. Д. обожали клады, а так как сами делать ничего не умели по причине неподходящего анатомического строения, то воровали дорогие вещи и охраняли сокровища с невероятным рвением.
Дракула, граф – один из самых известных вампиров в истории и вместе с тем реальное историческое лицо по имени Влад Тепеш. Он родился в Трансильвании (1430 г.), был сыном князя Влада II по прозвищу Дракул («дьявол»). И отец, и сын («сын дьявола») славились своей жестокостью. Когда Влад II был убит, его преемник развернулся в полную мощь. Он начал с того, что посадил на кол пятьсот человек. Продолжил тем, что искоренил нищих в княжестве: собрал их в замке, напоил допьяна, после чего поджёг строение. Во время его правления в Валахии не было совершено ни одного преступления – так страшны были наказания, которые властитель готовил провинившимся. Однако зверства Д. перешли все границы, и в 1474 г. он был убит. В конце XIX века его образ стал обозначением главного вампира Трансильвании – разумеется, благодаря его кровавой репутации, протянувшейся через века.
Древнир (ТГ) – прообразом Д. является любой единый бог из всех религий, таких как христианство, ислам, иудаизм. Многое в Д., скажем, от Яхве Ветхого Завета; он, например, теряет сына – словно приносит того в жертву. При этом Д. явно появился в ходе эволюции мировых энергий, а не возник как первотворец всего сущего из ничего; недаром же он собрал по крупицам всю магию с первейших времён, которая была у титанов, нежити, языческих богов. Стремление Д. всё упорядочить, запрет на человеческие жертвы роднит его с богами более молодыми и совершенными, чем, скажем, древнегреческий Зевс.
Древо мировое (ТГ) – оно же Древо жизни; иногда с ним отождествляется Древо познания добра и зла, но всё-таки это разные деревья. Д. м. – основной для всех религий и всех народов символ Космоса, жизни, роста, единства верхней и нижней сфер. Обращённость Д. м. на все четыре стороны света означает не только протяжённость его ветвей в пространстве на север, восток, юг и запад, но и время существования живого существа: рождение (завязь), жизнь (цветение и плодоношение), смерть (увядание), возрождение (новое рождение из семени, зародыша). На изображениях Д. м. очень часто присутствуют живые существа, как реально существующие, так и фантастические, что отражает представление древних народов о последовательности, с которой на Земле возникала жизнь, – сначала растения, потом животные, наконец, люди. Д. м. существовало у таких древнейших народов, как хетты, шумеры, древние индийцы, древние египтяне. Корнями своими оно уходит в нижний мир (из подземных глубин пьёт живую воду, насыщающую магией древесные соки), ствол – средний мир, крона – верхний. Так Д. м. связывает воедино все пространственные уровни существования и все времена – прошлое, настоящее, будущее. Присутствует оно и в мировых религиях – не забудем, что в райском саду Яхве посадил Древо жизни. Согласно Библии, Древо жизни плодоносит каждый месяц, а листва его целебна. Иногда оно рождает богов, иногда от его плода происходят божественные зачатия.
Порой Д. м. называют «древо центра», «древо восхождения», «древо подземного царства», «ось мира», «мировой стоп» и даже «мировая гора» или «мировой человек». Другие, более простые обозначения – храм, триумфальная арка, обелиск, колонна, трон, лестница, крест (с этой точки зрения Христос был распят именно на Д. м., и в Европе, и в России были такие иконы), цепь. В язычестве Д. м. является символом мира во всём его многообразии; в христианстве таким образом становится храм, но символика Д. м. не исчезает, а «поглощается» идеей храма, вбирается в неё, становясь как бы внутренней осью храма.
Образ Д. м. обязательно присутствует в культуре и фольклоре всех народов мира. Например, древние мексиканцы, изображая мир в форме креста, видели в нём проекцию Д. м. или его вид сверху. Индейцы, африканцы, австралийцы, нанайцы, эвенки, жители Месопотамии, индийцы, ассирийцы, хетты, египтяне и многие другие народы, показывая структуру мира, обязательно рисовали Д. м. в центре композиции. Именно потому, что Д. м. составляло основу мира, народный костюм – особенно женский, ведь женщина рожает потомство, – обязательно отражал его символику. Например, на Руси от обуви и подола платья до головного убора женщина украшала себя древними символами: земной толщи, корней, семян, распаханных полей, стеблей растущих злаков, небесной влаги, облаков, дождя, солнца, луны, звёзд. Для каждого из этих важных явлений в народной вышивке присутствовал свой символический рисунок. Так же украшали и всё в доме – полотенца, посуду, домашние орудия (например, прялки или крынки).
Интересно, что изображение Д. м. украшает Васильевские врата Покровского собора в г. Александрове (см. Китоврас, Соломон).
Дрейфус, Эразм (ТГ) – некто средний между Эразмом Роттердамским и Альфредом Дрейфусом. Альфред Дрейфус – офицер французского генерального штаба, еврей по национальности. В 1894 г. он был несправедливо осужден за продажу военных секретов Германии. В его «дело» активно включился великий французский писатель Эмиль Золя, который в знаменитом письме «Я обвиняю» разоблачил армейскую верхушку. А выражение «дело Дрейфуса» стало одним из символов проявления антисемитизма.
Дриада (ТГ) – в мифологии древних греков Д. нимфы деревьев. Некоторые из них, подобно гигантам, родились из крови Урана; другие рождаются вместе с древьями и погибают с ними.
Дубли (МБ) – в романе А. и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу» существа, внешне один в один схожие со своим создателем, но сделанные им только с одной утилитарной целью (простые Д. – для того, чтобы постоять в очереди за зарплатой и расписаться за получение денег; сложные Д. могут заменить человека на вечеринке, петь хором, играть на гитаре и др.). После выполнения задания Д. самоуничтожаются. В романах о Мефодии Буслаеве Д. имеют функцию «междумирий» или «точек перехода» (см. Intermundia).
Дуб лукоморский (ТГ) – очень древний символ. Конечно, он связан с Древом мировым. Священные дубы фигурировали, например, в мифологии балтийских народов. Дуб – не только самое главное дерево, но и символ жизни, дома, Космоса. Недаром он разделён на три части и связан с важнейшими прибалтийскими богами Патолсом (преисподняя), Потримпсом (земля, плодородие), Перкунасом (у славян – Перун; небо). У славян дубы также считались деревьями, наделёнными фантастической силой и мощью. Из древних мифов и возник образ Д. л., который так часто встречается в русских сказках и даже в пушкинской поэме «Руслан и Людмила». Обратим внимание на златую цепь вокруг Д. л.: ведь цепь – один из символов Мирового древа.
Дурамзес (ТГ) – воплощает худшие черты знаменитых египетских фараонов, носивших династическое имя Рамзес. Они правили в последней трети второго тысячелетия до н. э. Наиболее знаменитым был Рамзес I, воин, строитель, преобразователь. Но были, вероятно, и на солнце пятна (имя «Рамзес» обозначает «Ра родил его», Ра – егтпетский бог Солнца), о которых умалчивают исторические источники.
Дэв (ТГ) – или див, в иранской мифологии злой дух. Д. появляются на свет, когда кто-то задумывает злые мысли или лжёт, именно потому их бесчисленное множество. Это великаны со страшными когтями, покрытые шерстью, уродливые. Они живут в логовищах или даже в собственных городах, внутри гор, на дне озёр, в недрах земли, где стерегут сокровища, причём изготовляют их сами в подземных мастерских, и когда Д. раздувает горн или приходит в особенно плохое настроение, наверху случается землетрясение или потоп. Они ненавидят людей, похищают их и употребляют в пищу; для удовлетворения аппетита одному Д. требуется два человека в день (утром и вечером). Бывают и исключения – белые Д., преимущественно женского пола.
Дюймовочка (ТГ) – по происхождению эльф, героиня сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».
Дядя Сэм (ТГ) – условное обозначение Соединённых Штатов Америки, появившееся в первой половине XX в., когда США начали особенно активно претендовать на мировое господство.
Deus ex machina – в переводе с латыни «Бог из машины». Когда действие в трагедиях древнегреческих драматургов становилось совсем уж безысходным, являлся D. e. m. (в буквальном смысле: в античной сценографии существовало специальное приспособление, на котором он спускался «с неба») и раздавал, как говорится, всем сестрам по серьгам.

М

Мавка (ТГ) – она же навка, злое божество, похожее на русалку (от этого названия пошли смертоносные «навьи чары»). В М. превращаются дети, умершие до крещения. Выглядят они премерзко: спереди вроде человек, а сзади, из-за отсутствия кожи, видны все внутренности.
Марк Аврелий – римский император, философ (121–180), стоик, то есть сторонник взгляда на человека как на часть разумной природы, подчинённую целому и не имеющую права на нарушение мирового хода вещей своими желаниями или стремлениями. Известно, что М. А. учредил в Афинах четыре кафедры философии (академическую, перипатетическую, стоическую, эпикурейскую – по числу философских школ того времени). Время его правления считается золотым веком Рима. «Философ на троне» и стоик в душе, М. А. во всём соблюдал меру и следил за исполнением этических правил. Он оставил и кое-какие философские сочинения, которые известны под общим названием «Рассуждения о самом себе».
Магический вепрь (ТГ) – см. Вепрь магический.
Магический волос (ТГ) – см. Волос магический.
Магический круг (ТГ) – см. Круг магический.
Магоносец «Крошка Цахес» (ТГ) – крошка Цахес действует в новелле Э. Т. А. Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер». Человечек был и злобен, и уродлив уже в самом раннем младенчестве: «То, что с первого взгляда можно было вполне принять за диковинный обрубок корявого дерева, на самом деле был уродливый, не выше двух пядей ростом, ребенок, лежавший поперек корзины, – теперь он выполз из неё и с ворчанием копошился в траве. Голова глубоко ушла в плечи, на месте спины торчал нарост, похожий на тыкву, а сразу от груди шли ножки, тонкие, как прутья орешника, так что весь он напоминал раздвоенную редьку. Незоркий глаз не различил бы лица, но, вглядевшись попристальнее, можно было приметить длинный острый нос, выдававшийся из-под чёрных спутанных волос, да маленькие черные искрящиеся глазёнки, – что вместе с морщинистыми, совсем старческими чертами лица, казалось, обличало маленького альрауна». А ещё, когда уродец подрос, он научился ловко «пудрить мозги» всем окружающим.
Мазарини, Джулио (МБ) – французский политический деятель, кардинал (1602–1661). После смерти короля Людовика XIII стал важной фигурой при регентше, королеве Анне. Благодаря его советам её величество добилась успеха в области внешней политики и военных действиях. М. был человеком очень образованным и культурным, собирал библиотеку, поддерживал творческих людей, порой и материально. Однако курсом М. были недовольны купцы, ремесленники и родовая аристократия. Началось народное восстание (Фронда). М. выдворили из страны, но он состоял в переписке с королевой Анной и будущим Людовиком XIV и имел на них большое влияние. Когда же Людовик XIV взошёл на трон, кардинал вернулся во Францию и до конца своих дней занимал пост первого министра.
М. широко известен во всём читающем мире благодаря Александру Дюма. Конечно, писатель что-то присочинил, что-то приукрасил, а где-то сгустил краски, но в целом образ, созданный им, можно считать верным.
Македонский, Александр (МБ) – он же Александр Великий, царь Македонии, один из величайших полководцев и государственных деятелей древнего мира (356–323 гг. до н. э.). Сын македонского царя Филиппа II. Воспитателем М. был философ Аристотель, военную подготовку он прошёл под руководством отца. В очень молодом возрасте начал одерживать блистательные военные победы, подчиняя Македонии близлежащие страны. Затем Александр распространил свою активность на государства более удалённые. Завоевал Персию, Малую Азию, наголову разбил войско персидского царя Дария III. Затем армия М. заняла Египет. Жрецы официально признали М. сыном бога Амона и фараоном Египта. После чего М. направился в Месопотамию, окончательно уничтожил Дария III, занял Вавилон, Сузы, Персеполь и Экбатану. Так образовалась громадная Греко-македоно-персидская держава. Далее царь продолжил восточный поход, занял центральную часть Иранского нагорья, вторгся в Среднюю Азию, отправился в Западную Индию (Пенджаб), победил местного царя. Но после этой победы солдаты потребовали возвращения домой, и М. повернул обратно. Столицей своей империи он сделал Вавилон, готовился к новым походам, но вскоре умер. Империя его распалась, образовав множество самостоятельных государств.
Успех М. – в уникальном полководческом гении. Его забота об армии, начиная с бытовых мелочей типа своевременного подвоза корма для лошадей и обуви для солдат и заканчивая высокими тактическими расчётами, делала войско практически непобедимым. Эпизодам из жизни М. уже в древности были посвящены сборники рассказов под общим названием «Александрия». Повествования о нём – шедевры восточной литературы. История знает лишь одно поражение М., да и то моральное (см. Диоген).
Маланья Нефертити (ТГ) – являет собой гибрид сразу нескольких персонажей. Русское имя «Маланья» воспринимается как нарицательное именование девушки простой, незамысловатой, без интеллектуальных запросов и прочих изысков. Нефертити – жена фараона Аменхотепа IV, после его смерти – полоновластная египетская царица (XIV в. до н. э.). Имя её переводится как «красавица грядет», её облик известен нам благодаря скульптурным портретам мастера Тутмеса. Именно она нашла самого знаменитого из подброшенных младенцев – библейского пророка Моисея, которого бросили в реку. Поскольку царица собиралась реформировать религию Древнего Египта, жрецы убили её, а мумию изуродовали (чтобы затруднить Нефертити воскрешение из мёртвых, см. Мумия), и её с трудом идентифицировали археологи.
Малюта Скуратофф (ТГ) – в русской истории Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский, приближённый царя Ивана Грозного, один из руководителей опричнины, или внутренних войск, созданных царём для подавления возможных мятежей. Говоря попросту – прирождённый палач и душегуб. Прозвище Малюта получил за малый рост (вспомним, что и Лигул (Калигула) был, мягко говоря, невысоким), но со временем оправдалась и ещё одна словесная ассоциация в его прозвище – со словом «лютый». Именно М. С. совершал самые страшные и кровавые дела, удовлетворяя прихоти безумного государя (совершал налеты на дома московских бояр, воевод, дьяков, отбирал у них жен и дочерей для потехи царя и его приближённых, убивал, зверски мучил, душил, руководил грабежами и погромами и т.д.).
Мамай, хан (МБ) – военачальник и политик Золотой Орды, темник (то есть командир десятитысячного воинского подразделения, носившего название «тьмы»). Все действия М. х. были направлены на укрепление господства Золотой Орды на Руси: он ссорил князей, клеветал, предпринимал неожиданные набеги, науськивал тверских и рязанских князей на московских. Словом, М. х. желал восстановить власть над Русью, «чтоб как при Батые было». Был убит в 1380 г.
Мамзелькина, Аида Плаховна (МБ) – разумеется, смерть. От чего или от кого произошла смерть, неизвестно; в разных мифологиях мира говорится о том, что люди умирают потому, что совершают в жизни какие-то преступления. Быть может, смертными сделали людей луна или змея, спор или ложь. Африканцы считают, что люди однажды проспали своё бессмертие и потому умирают. Индейцы Америки утверждали, что всему причиной непрочный материал, из которого сделали первых людей и по инерции продолжают делать остальных. Образ смерти как скелета с косой, которой она скашивает свои жертвы, появился в эпоху Средневековья. Своё имя М. А. П. получила от древнегреческого бога Аида, владыки царства мёртвых (его царство называлось тем же именем – Аид). А плаха – это возвышение, на которое осужденный на казнь кладёт голову, которую отсекает палач.
Мандрагора Апельсинова (ТГ) – мандрагора – растение, которое обладает свойством погружать человека в глубокий сон, а если его заварить по другому рецепту, то отвар, наоборот, возбуждает. К тому же корень мандрагоры похож на человеческое тело.
Манн, Генрих (МБ) – немецкий писатель, последовательный антифашист, общественный деятель (1871–1950).
Манн, Томас (МБ) – немецкий писатель (1875–1955), брат Манна, Генриха. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1929). Уже первый его роман «Будденброки» стал бестселлером: в нём описывалась обычная немецкая семья, её привычки, уклад жизни. В отличие от брата, М. Т. долгое время был аполитичен; только после Первой мировой войны он задумался о кризисе, в котором находилась Европа того времени. Его зрелые романы – тоже не обличение пороков общества, как у брата, а «драмы идей», повествования о сложных процессах, происходящих в душе человека.
Марена (ТГ) – древнеславянская богиня смерти, дождя (см. Додола), умирания и воскресения листвы, цветов, плодов в природе. Соломенное чучело М. символизировало всеобщую смерть (мор), и потому его сжигали по специальным обрядам.
Мартин Хайдеггер (ТГ) – см. Хайдеггер, Мартин.
Мартынов, Николай Соломонович (ТГ) – офицер (1815–1875), убивший на дуэли великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Если в случае дуэли Пушкина и Дантеса убийца осознанно выстраивал интригу и стремился нанести противнику возможно больший ущерб, то дуэль Лермонтов – Мартынов выглядит по другому. Во-первых, у Лермонтова был очень тяжёлый, неуживчивый, язвительный характер. Во-вторых, сослуживцы его не любили и подстрекали М. к дуэли, которой тот, в общем-то, и не хотел. В-третьих, характер М. вовсе не был ангельским. Есть ещё и основания считать, что Лермонтов, как тогда говорили, волочился за сестрой М., что вовсе не нравилось последнему. Словом, это было не спланированным убийством, а обыкновенной дуэлью между жвумя офицерами. Кончившейся, увы, так ужасно.
Маршал Бернадот (МБ) – см. Бернадот, маршал.
Маршал Даву (МБ) – см. Даву, маршал.
Маршал Паулюс (МБ) – см. Паулюс, маршал.
Масоны (МБ) – система квазирелигиозных верований, масонство появилось в Новое время (1717 г.) на основе классических религий, языческих обрядов и т.д., главным образом христианства, иудаизма и ислама. М. окружали себя нарочитой таинственностью и странной обрядовостью, порождая разнообразнейшие домыслы и вымыслы. В XVIII в. масонство окончательно становится символической системой, причём символы берутся из совершенно различных культур, отрываются от своих корней и комбинируются в произвольном порядке. Элементы рыцарского кодекса чести соседствовали здесь с алхимическими ритуалами, каббалистика – с театрализованными обрядами и библейской историей, воспоминание о рыцарях Храма, отправившихся во времена оны освобождать Иерусалим от мусульманского владычества (см. Готфрид Бульонский), – с «египетскими» обрядами. Всё это причудливое смешение описано, например, в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого. М. всячески декларировали свою причастность к «тайным наукам».
«Мастер и Маргарита» (ТГ) – культовый роман Михаила Афанасьевича Булгакова (1891–1940). Булгаков начал писать его в конце 1920-х гг. Замысел вызревал медленно. Мало кто знает, что на окончательный выбор писателя повлияло малоизвестное ныне произведение – «Сожжённый роман» Якова Эммануиловича Голосовкера (1890–1967), в книге которого послереволюционную Москву посещал Иисус Христос. Он знакомился с разными людьми в критических для них ситуациях и предлагал свою помощь. Но люди – все, как один, и взрослые, и ребёнок – отказывались. Под влиянием «Сожжённого романа» Булгаков изменил первоначальный план написать фантастический роман о дьяволе. Его задача стала значительно шире: показать человеческую душу – в эпоху, когда само понятие «душа» объявлялась в лучшем случае неудачной метафорой, а в худшем – фантомом, преступным с точки зрения правящей идеологии. Прототип Мастера – сам писатель, Маргариты – его жена Елена Сергеевна Булгакова. Вскоре после того, как роман был закончен, Булгаков умер.
Мегера (МБ) – одна из трёх сестёр-эриний, богинь мести, дочерей Геи, рождённых из крови Урана.
Медузия Горгонова – возникла из древнегреческой Медузы горгоны, одной из трёх сестёр горгон, которые были внучками Земли-Геи и моря Понта. По одной из версий, горгоны – дочери верховного античного бога Зевса. Три сестры отличались ужасным видом: крылатые, покрытые чешуёй, со змеями вместо волос и огромными клыками, обладавшие вдобавок способностью силой взгляда обращать в камень всё живое. Две старшие горгоны, Сфено и Эвриала, были бессмертными, в отличие от Медузы. Её и убил Персей.
Мельпомена (ТГ) – одна из девяти муз. Покровительствовала трагедии. Изображалась в венке из плюща и в ожерелье из виноградных листьев, с трагической маской в одной руке и оружием в другой. М. – мать птиц-сирен.
Мендельсон-Бартольди, Якоб Людвиг Феликс– немецкий композитор (1809–1847). Создал множество замечательных произведений: камерные квартеты, сонаты, трио, музыку к комедии Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». Однако самым известным его сочинением – по причине совершенно прозаической и вместе с тем радостной – является «Свадебный марш».
Мерлин (ТГ) – мудрец и волшебник из кельтских мифов, наставник и помощник легендарного короля Британии Артура. Приключения мага и его царственного ученика описал сэр Томас Мэлори в книге «Смерть Артура» (XV в.). Согласно легенде, оба они – и Артур, и М. – не умерли, а уснули, но в критический для Британии момент проснутся и спасут свою страну. Легенды о М. связаны с британскими сказаниями о Святом Граале. Трилогия замечательной английской писательницы Мэри Стюарт («Кристальный грот», «Полые холмы», «Последнее волшебство») написана от лица самого М.
Мефистофель (МБ) – дьявол, искушавший Фауста. См. Гёте.
Меч-кладенец (ТГ) – оружие русских былинных богатырей. М.-к. обычно волшебный, придаёт владельцу невиданную силу и делает его непобедимым. Такие мечи до поры до времени хранились в старинных кладах, откуда и название (есть и другая версия, что «кладный» обозначает «стальной»); однако в один прекрасный момент их обнаруживали те, для кого они были предназначены, и магические клинки сами отдавались в руки своему владельцу. Обычно у них бывают собственные имена: например, меч святого Георгия звался Аскалон, меч короля Артура (см. Мерлин) – Эскалибур (обратим внимание на звуковое сходство: не мог ли то быть один меч, чьё имя просто изменилось в веках?); М.-к. из русского «Сказания о Вавилоне-граде» – Аспид-змей (он мог обращаться в змея); клинок бургундских принцев – Ликорн; коронационный меч польских королей – Щербец и др. М.-к. действует во множестве сказаний – как русских, так и восточных или еропейских. Часто они являются оберегами города, в котором живёт или жил богатырь, а если попадают в музеи, то хранятся там с особенным вниманием и почётом, как, например, в музее НИИЧАВО (см. Институт общего и сравнительного чародейства в Екатеринбурге) из романа братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу»: «МЕЧ-КЛАДЕНЕЦ (очень ржавый двуручный меч с волнистым лезвием, прикован цепью к железной стойке, витрина тщательно опечатана).
Мёртвая царевна (ТГ) – персонаж сказок и легенд разных народов. Общая сюжетная канва такова: в один прекрасный момент проклятая во младенчестве красавица-принцесса засыпает мёртвым сном и лежит в гробу нетленна много лет до тех пор, пока не явится прекрасный юноша и не освободит её. Здесь, между прочим, кроется явный отзвук легенд о святой Софии (см. Василиса Премудрая).
«Мёртвые уши», роман (ТГ) – в смысле «Мёртвые души», роман Н.В. Гоголя, который он писал в 1835–1841 гг. Такое впечатление, что ни сам добрый депутат, ни его супруга просто не ходили в школу!
Мёртвый Гриф (ТГ) – тёмный перевёртыш всех известных светлых и прекрасных птиц, действующих в мифологиях мира.
Мертвяк – оживающий мертвец, однако не кровосос.
Меч Дамокла – он же дамоклов меч. История о вреде зависти: некто Дамокл, приближенный тирана Дионисия Старшего, правившего в Сиракузах (IV в. до н. э.) выразил вслух свою зависть к власти и блеску, которыми тот был окружён. Дионисий уступил ему своё место за пиршественным столом, предварительно подвесив на конском волоске над головой завистника острый меч.
Миледи Винтер (ТГ) – персонаж романа Александра Дюма-старшего «Три мушкетёра» (1844). Предательница, отравительница, воровка, интриганка. Казнена во имя справедливости.
Минотавр (ТГ) – чудовищный человекобык древнегреческой мифологии. Официально он считался сыном критского царя Миноса, но на самом деле был рождён женой Миноса от быка, то ли принадлежавшего Посейдону, то ли являвшегося самим Посейдоном, изменившим обличие (путаница произошла оттого, что бог не захотел представиться или нарушить своё инкогнито). В результате Миносу пришлось призывать Дедала и строить Лабиринт критский, в котором он поселил М. Чудовищу приходилось приносить в жертвы девушек и юношей (правда, посылали их афиняне – в качестве ежегодной дани за убитого сына Миноса). М. пал от руки героя Тесея (см. Нить Ариадны путеводная).
Мировое древо (ТГ) – см. Древо мировое.
Мистер Хайд – половина персонажа из повести Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1886). Половиной (худшей) является потому, что в повести хороший человек и учёный доктор Джекил научается превращаться в убийцу и мерзавца м. Х. Под конец негодяя становится, так сказать, слишком много, но Джекил находит силы уничтожить его, то есть самого себя.
Мишель Монтень (ТГ) – см. Монтень, Мишель.
Мокошь (Макошь) (ТГ) – единственное божество женского пола в восточнославянском пантеоне. Её идол стоял в древнем дохристианском Киеве рядом с изображениями Перуна, Велеса, Дажьбога и др. М. – женщина с огромной головой и длиннющими руками, постоянно занятая прядением. В избы она приходила прясть по ночам, и горе нерадивой пряхе, которая оставляла кудель. Но её работа – не только ткачество; она пряла и нити судьбы, как это делали мойры в Древней Греции или норны в Германии. Именно святыней М. и был Синий камень (см. Вещий камень).
Молодильные яблоки (ТГ) – фрукты, съев которые омолаживаешься со страшной скоростью. Сказания о М. я. имеются во множестве мифологий мира (например, яблоки Гесперид у древних греков – см. Геракл).
Молот Тора (МБ) – принадлежал скандинавскому богу грома, бури и плодородия Тору. М. Т. зовётся Мьёлльнир и является исконным оружием этого бога. С его помощью Тор не только извлекает громы, но и побивает своих врагов. По-видимому, сначала М. Т. был каменным; однако потом искусные карлики (цверги) научились ковать металлы и выковали Тору железное оружие. Когда хозяин бросал его во врага, то М. Т., поразив жертву, возвращался к своему владельцу.
Мономах (ТГ) – великий князь Киевский Владимир II Всеволодович (1053–1125). Прозван М. по имени деда – византийского императора Константина IX Мономаха. Автор литературного произведения, известного как «Поучение Владимира Мономаха», удачливый правитель. Первой женой его была, между прочим, Гита Уэссекская, принцесса Английская, дочь короля Гарольда II Английского. Шапка М., увы, ушей не прикрывала, хотя меховая опушка на ней была. Так называется головной убор предположительно восточной работы, выполненный в конце XIII – начале XIV в. Предназначалась для коронационных торжеств. К М., как видно по датам, отношения не имеет, однако именно так была названа Иваном Грозным.
Монтень, Мишель де (ТГ) – французский философ и писатель (1533–1592). Знаменит своими «Опытами» – краткими размышлениями о людях, их нравах и поведении. Вполне нравоучителен, однако при этом изящен и ненавязчив.
Моцарт, Вольфганг Амадей (ТГ) – один из величайших в мире композиторов (1756–1791). За свою короткую жизнь написал очень много музыки. Интересно, что в опере М. «Волшебная флейта» (1791) выведен персонаж, отчасти похожий на легендарного графа Калиостро, а весь антураж крайне напоминает ритуалы масонов.
Мсье Рабле из Франции (ТГ) – см. Рабле, Франсуа.
Музы (они же аониды, аонийские сёстры, парнасиды (от горы Парнас), касталиды (от Кастальского ключа, дающего душевный покой, чистоту и вдохновение), ипокрениды (от реки Ипокрены) и т.д.) – богини словесного, пластического, изобразительного, музыкального искусств, дочери верховного древнегреческого бога Зевса и титаниды (см. Титаны) Мнемосины (Мнемозины), владычицы памяти. Муз было девять, и каждая из них покровительствовала какому-нибудь виду творческой деятельности: Каллиопа (эпическая поэзия), Клио (история), Мельпомена (трагедия), Евтерпа (песнь), Эрато (любовная поэзия), Терпсихора (танец), Талия (комедия), Полигимния (гимны), Урания (астрономия). М. близки Дионису, ведь истинное вдохновение часто бывает сродни экстазу, опьянению, правда, не вином, а творчеством (хотя бывает по-всякому). Поэтому Дионис часто называется «Мусагетом», покровителем муз, правда, чаще эпитет приписывается Аполлону (см. А. Поллони).
Муйкл Жуксон (ТГ) – вариант имени популярного певца Майкла Джексона, в настоящий момент (впрочем, как и всегда) занятого формированием собственного носа.
Мумия (ТГ) – тело умершего, сохранённое бальзамированием. В результате химической обработки прекращается или замедляется процесс разложения тканей. В Древнем Египте мумифицировали останки фараонов, видных государственных деятелей и даже царских животных. Считалось, что душа умершего может вернуться в оставленное тело, которое следует содержать соответствующим образом, не допуская гниения (см. Пирамиды египетские). Для большей сохранности М. обёртывали льняными погребальными пеленами, пропитанными специальным составом, в который входили смолистые вещества и битум. Считается, что умение изготовлять М. в Египте научились уже в середине IV или даже в V тысячелетии до н. э.
Муму (ТГ) – собачка, утопленная по приказу барыни-самодурки в одноимённом рассказе (1852) Ивана Сергеевича Тургенева (1818–1883). Очень грустная история.
«Мурка» – песня, которую в первые послереволюционные десятилетия сочинили в городе Одессе – «бандитской столице» России 1910–1920 г. Приобрела чрезвычайную популярность, имеет массу вариантов. Приводим два из них – как нам кажется, именно на их основе и создавались вариации. Если кого-то смутят формы некоторых слов (например, удивительное слово «свищел»), то пусть читатель не сердится – фольклор есть фольклор.

Кто не знает бандy гоpода Одессы,
Там живyт бандиты-шyлеpа.
Днем они воpyют, ночью yбивают,
А следят за ними с ГyбЧК.

Hочью было тиxо, только ветеp свищел,
А в малине собpался совет,
Все они бандиты, воpы, xyлиганы
Выбиpают свой автоpитет.

Речь деpжала баба – звали её Мypка,
Девица сияла кpасотой...
Воpы её знали, воpы ей гоpдились,
Она вела всю шайкy за собой.

Раз пошли на дело, выпить заxотелось.
Мы зашли в шикаpный pестоpан.
Там она сидела с агентом из УРа,
А y ней под кypткой был «наган».

Чтоб не шyxаpиться, мы pешили смыться,
А за это Мypке отомстить.
Одномy из ypок в кожаной тyжypке
Мы сказали: «Слyшай, Юpка, Мypкy надо бить».

Юpка в pестоpане в лоск напился пьяным
И начал Мypкy в пеpеyлке бpать.
Одномy из ypок в кожаной тyжypке
Поpyчил он Мypкy догонять.

«Здpавствyй, моя Мypка, здpавствyй, доpогая,
Здpавствyй, Мypа-Мypочка моя,
Аль тебе жилося плоxо междy нами
Или не xватало баpаxла?

Здpавствyй, моя Мypка, здpавствyй, доpогая,
Здpавствyй, доpогая, и пpощай.
Ты ж зашyxаpила нашy всю малинy
И за это, падла, финкy полyчай!»

Вынyл Юpка финкy, звеpски yлыбнyлся,
Засвеpкали каpие глаза.
И вознил он финкy пpямо в сеpдце Мypки...
Мypочка, не встанешь никогда!

Вот лежишь ты, Мypка, на кpаю доpоги,
Гpобовая кpышка над тобой...
Больше ты не встанешь, шyxеp не подымешь,
И легавый плачет над тобой.

Более поздний вариант:

Прибыла в Одессу банда из Амура,
В банде были урки, шулера.
Банда занималась тёмными делами,
И за ней следила ГубЧК.

Эх, Мурка, ты мой Мурёночек!
Мурка, ты мой котёночек!
Мурка, Маруся Климова,
Прости любимого!

Речь держала баба, звали её Мурка,
Хитрая и смелая была.
Даже злые урки и те боялись Мурки,
Воровскую жизнь она вела.

Мурка, ты мой Мурёночек!
Мурка, ты мой котёночек!
Мурка, Маруся Климова,
Прости любимого!

Вот пошли провалы, начались облавы,
Много стало наших попадать.
Как узнать скорее – кто же стал шалявым,
Чтобы за измену покарать.

Кто чего узнает, кто чего услышит,
Нам тогда не следует зевать:
Нож пускай подшпилит, пистолет поставит,
Пистолет поставит – пусть лежат!

Эх, Мурка, ты мой Мурёночек!
Мурка, ты мой котёночек!
Мурка, Маруся Климова,
Прости любимого!

Как-то шли на дело, выпить захотелось,
Мы зашли в шикарный ресторан.
Там сидела Мурка в кожаной тужурке,
А из-под полы торчал «наган».

Слушай, в чем же дело? Что ты не имела,
Разве я тебя не одевал?
Кольца и браслеты, юбки и жакеты
Разве я тебе не добывал?

Здравствуй, моя Мурка, здравствуй, дорогая,
Здравствуй, моя Мурка, и прощай!
А ты зашухарила всю нашу малину
И за это пулю получай!

Эх, Мурка, ты мой Мурёночек!
Мурка, ты мой котёночек!
Эх, Мурка, Маруся Климова,
Прости любимого!

Эх, Мурка, ты мой Мурёночек!
Мурка, ты мой котёночек!
Мурка – Маруся Климова,
Прости любимого!

Эх, Мурка, ты мой Мурёночек!
Мурка, ты мой Мурёночек!
Мурка...
Прости, прощай.

Мухоморный сок (ТГ) – см. Берсерк, Гандхарвы.
Мюнхгаузен (ТГ) – см. Барон Мюнхгаузен.

0

3

o.O ого как много напечатала

0

4

Ето с диска... У мя ещё есть "Мефодий Буслаев. Свиток желаний." и "Стражи мрака зажигают"(цитаты)

0

5

яяяяяяясссссссссссссннннн

0


Вы здесь » Таня Гроттер:история начинается заново » справочник » Справочник по мирам Дмитрия Емца... Отрывок